Словарь начинающего экскурсовода

 

Экспозиция основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных экспонатов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Виртуальная экспозиция — представление экспонатов, обеспечивающее последовательную демонстрацию логически связанных экспонатов и сопроводительных материалов к ним.

Экспонат — предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экскурсия — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов экскурсии происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом.

Виртуальная экскурсия — экскурсия по виртуальной экспозиции.

 

Слоўнік юнага этнографа

Куфар- прамавугольная скрыня памерамі 110x80x60 з пукатым верхам, з двумя ручкамі пабаках, фарбавалі ў адзін колер у пачатку XX стагоддзя, пазней размалёўвалі.

Апалонік- вялікая драўляная лыжка, якой разлівалі страву. Выраблялі з мяккіх парод дрэва.Мае зграбную форму, зручны ў карыстанні.

Балея –бандарны выраб, пасудзіна для мыцця бялізны і купання. Рабілася з кароткіх клёпак, што разстаўляліся вакол шырокага авальнага днішча, з вушкамі і без іх,

Берда- ткацкая прылада, што служыць для прыбівання ўтку у кроснах.

Бойка- пасудзіна для збівання масла.

Брыль- саламяны капялюш.

Верацяно- прылада для ручнога прадзення лёну, воўны, пянькі. Выстругвалі з бярозы, ясеню, грушы і інш.

Вілкіхатні бытавы інвентар.

Ганчарнаякераміка - гарлач, гаршкі, гляк для захавання малака, для гатавання гарачай стравы.

Грэбень- пласцінка з зуб’ем для расчэсвання льнянога валакна.

Гэблік- стругальны інструмент, які выкарыстоўваюць у галярным, цяслярным, бандарным рамёствах.

Калаўрот - самапрадка, прылада для механізаванага прадзення лёну, воўны ў хатніх умовах.

Калыска - люлька, дзіцячы ложак. Уяўляе сабой кусок палатна, што нацягваўся на раму, вельмі зручны для карыстання ў полі.

Кашы – плеценая ёмістасць для захоўвання і транспарціроўкі сыпкіх і штучных рэчываў, пераважна харчовых прадуктаў (для каўбас).

Кубелец – бандарны выраб для захавання сала і мясных прадуктаў.

Лапата - прылада, з дапамогай якой саджалі цеста ў печ і даставалі яго з печы, падграбалі на таку і перамешвалі збожжа, падграбалі і раўнялі бульбу ў буртах. Рабілі з дошкі лісцевых парод дрэў.

Ложак - від мэблі, прызначаны для адпачынку і сну. На дзень засцілалі посцілкай ці накідкай, клалі падушкі з узорыстымі навалачкамі. Сцену ўпрыгожвалі дываном.

Лыжка - прадмет сталовага прыбора. Бываюць драўляныя, металічныя, касцяныя. Выраблялі з асіны, бярозы, грушы.

Матавіла – прылада для змотвання і размотвання маткоў пражы.

Нажніцы - прылада для стрыжкі авечак.

 

Музей как средство патриотического воспитания учащихся

Одним из средств патриотического воспитания учащихся  традиционно являлся школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Кроме того, роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной программы  по патриотическому воспитанию молодёжи.

Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, коммерциализация общественных отношений наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие.

Но как бы ни менялось общество, в котором мы живем, есть качества, которые необходимы человеку всегда. Это привязанность к близким, уважение к людям труда, бережное отношение к окружающему и, конечно же, любовь к своей Родине. Детство, юность - самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. 

Патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание образования (история, литература, отечественная культура, этика и т.д.), но и сама учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей родины, народа.

Вместе с тем, следует отметить значительный потенциал краеведческой, в том числе музейной работы в школе, в решении проблемы формирования патриотизма у учащихся. Именно школьный музей может и должен обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности, формирующих патриотизм школьников. Он интегрирует в себе возможности носителя содержания патриотического образования (знания о родине, ее историческом прошлом, достижениях и трудностях, людях и т.д.) и формы организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея).