ГПД

Рекомендации по организации работы групп продленного дня в учреждениях общего среднего образования

Рекомендации по организации работы групп продленного дня в учреждениях общего среднего образования

 

Пунктом 18 статьи 158 Кодекса об образовании Республики Беларусь регламентировано, что в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IX классов.

Порядок деятельности групп продленного дня учреждений общего среднего образования (далее – ГПД) определяет Положение о группах продленного дня учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2011 №201.

Решение об открытии ГПД принимается учредителем учреждения образования при наличии необходимого количества заявлений законных представителей учащихся; необходимой материально-технической базы; возможности для организации питания в зависимости от длительности пребывания учащихся в ГПД.

Зачисление учащихся в группы и их отчисление осуществляются приказом руководителя учреждения образования на основании заявлений законных представителей учащихся.

ГПД могут формироваться из учащихся:

одного класса;

I ступени общего среднего образования;

II ступени общего среднего образования;

I и II ступеней общего среднего образования.

Наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости классов, определенной требованиями нормативных документов, действующих в системе образования Республики Беларусь.

ГПД функционирует в соответствии с режимом работы, который составляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206 (п.п. 124, 131, 175), рассматривается педагогическим советом учреждения образования (протокол заседания педагогического совета), обсуждается с родительским комитетом (протокол заседания родительского комитета) и утверждается руководителем учреждения образования (приказ директора или форма «УТВЕРЖДАЮ»).

Продолжительность работы ГПД составляет не более 6 часов в день. По заявкам родителей необходимо предусмотреть работу ГПД после 18.00 на платной основе.

Режим работы ГПД составляется с учетом особенностей функционирования учреждения. В соответствии с санитарными нормами и правилами в режиме дня учащихся, посещающих ГПД, в обязательном порядке должно предусматриваться следующее:

-дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся I классов;

-двухразовое питание – при пребывании в учреждении образования до 8 часов (до 15.00-15.30), трехразовое – при пребывании более 8 часов (более чем до 15.30);

-получение пищи каждые 3,5 - 4 часа;

-пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов.

Выполнение домашнего задания (с учетом работы дома) во II классе должно занимать до 1,2 часов, III-IV классах – до 1,5 часов, V-VI классах – до 2 часов, VII- VIII классах – до 2,5 часов, IX классе – до 3 часов. Домашние задания учащимся I класса не должны задаваться в течение всего учебного года.

Организацию деятельности ГПД осуществляет педагогический работник - воспитатель. Общее руководство осуществляет руководитель учреждения образования.

Учащиеся во время пребывания в ГПД могут посещать занятия в объединениях по интересам как в учреждении образования, где открыта группа, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Если занятия проводятся за пределами учреждения образования, ребенок может проследовать туда только в сопровождении взрослого. Ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся во время проведения занятий в объединениях по интересам возлагается на педагогов дополнительного образования, что оформляется приказом руководителя учреждения.

Уход ребенка из ГПД без сопровождения родителей возможен только на основании заявления законного представителя ребенка, в котором конкретно указываются: причина, день и время ухода, кому доверяют забрать ребенка (примерная форма заявления прилагается). При этом родителям следует разъяснить о мере их ответственности за обеспечение безопасности для жизни и здоровья детей. Телефонные звонки родителей, устные договоренности с родственниками детей и т.д. не являются основанием для самостоятельного ухода ребенка из ГПД.

Заявление должно быть зарегистрировано в учреждении в установленном порядке и рассмотрено директором учреждения (лицом, исполняющим его обязанности). После вынесения руководителем резолюции заявление передается воспитателю ГПД для исполнения.

Посещение учащимися ГПД фиксируется в журнале установленного образца.  Все записи в журнале (списке) должны оформляться своевременно, заверяться подписью воспитателя ГПД, на которого возложена ответственность за жизнь и здоровье учащихся, зачисленных в ГПД.

  • Методические рекомендации по организации экскурсии в режиме группы продленного дня
  • Методические рекомендации по организации прогулок в режиме группы продленного дня 
  • Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня 
  • Организация самоподготовки  в условиях группы продленного дня 
  • Физические упражнения (спортивный час) в группах продлённого дня
свернуть

Методические рекомендации по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

В методических рекомендациях представлены основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении, предлагается примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия в группе продленного дня.

Адресуется для воспитателей групп продленного дня.

 

Основные методические и педагогические требования к проведению внеурочных занятий в помещении:

  1. Средняя продолжительность занятия 20-25 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня и его основным функциональным назначением – стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке.
  2. не копировать урок ни с позиции содержательной начинки занятия, ни с позиции его структурных компонентов, ни со стороны способов деятельности.
  3. Создать условия для смены видов деятельности, отличных от учебной, обеспечивая продуктивный отдых.
  4. Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  5. Выстраивать каждое занятие как вид коллективной деятельности.
  6. Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий, педагогически целесообразно чередуя ролевой функционал участников.
  7. Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  8. Умело организовывать психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
  9. Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  10. Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
  11. Завершать каждое занятие его коллективным анализом, в том числе и с позиции соответствия его содержания и формы личностному ожиданию каждого участника.
  12. Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском недельной подготовки к нему.

Уже в вышеизложенных требованиях присутствует педагогическая ориентировка на отношение к воспитательному занятию как досуговому. Она еще более усиливается и рельефно обозначается при вводе дополнительных требований, соответствующих досуговым ожиданиям. К ним относятся:

  • Игровое оформление предлагаемых видов деятельности.
  • Опора на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:

- театрализация;

- состязательность;

- экспромт и импровизация;

- равноправный духовный контакт всех участников.

  • Яркая, неординарная формообразующая оболочка.

 

Примерная технологическая карта подготовки и проведения внеклассного воспитательного занятия

Данная технологическая карта подготовки и проведения воспитательного занятия и поясняющий ее комментарий является ориентиром для высокого уровня профессиональной деятельности, к которому следует стремиться.

Рассмотрим основные компоненты внеклассного воспитательного занятия:

  1. I. Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

  • Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
  • Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
  • Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.
  • Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
  • Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
  • Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
    • Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:
  • билеты – игрушки;
  • билеты – шапочки;
  • билеты – закладки;
  • билеты – программы и т.д.
    • Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».
    • Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
    • Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.
  1. II. Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:
  • Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
  • Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.
  • Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
  • Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.
  • Необычная сценическая завязка действияинтригующая новизной впечатления.
  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

III. Достижение предметного результата.

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

  1. IV. Финально-аккордная часть. Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:
  • слова персональной признательности и благодарности всем виновникам события, в том числе и «закулисным героям»;
  • сюрпризные моменты, оставленные «на сладкое»;
  • самодельные подарки и сувениры.
  1. V. Педагогическое последействие. Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание учащимися так называемой, «ближайшей перспективы».
свернуть

Методические рекомендации по организации прогулок в режиме продленного дня.

 В режиме продленного дня занятиям детей на воздухе ежедневно отводится 2 часа. В практике работы групп продленного дня воспитатели нередко допускают большую ошибку, считая, что прогулки – это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам, а задача воспитателя – обеспечивать надзор и профилактику травматизма. Иные воспитатели полагают, что прогулки, как главное средство борьбы с гиподинамией имеют только оздоровительной значение, и поэтому организуют лишь игры в мяч, спортивные эстафеты и т.д.

Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает задачи восстановления умственной работоспособности, расширения кругозора детей, развитие их познавательных интересов, воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе. Действительно, оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но реализуется она в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, общественно-политической деятельности школьников в различных играх, в общении детей, в их творчестве.

Система прогулок в режиме продленного дня.

Прогулка – это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, в тесном общении с природой, с людьми, друг с другом и воспитателем в иной, более естественной обстановке. Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным возможностям ситуация реальной связи личности ребенка с жизнью в различных ее проявлениях. Прогулка независимо от ее вида имеет определенную методическую структуру.

  1. Организационный момент. Он включает одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения и технике безопасности, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы.

 

  1. Движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки.
  2. Краткое подведение итогов прогулки.
  3. Раздевание детей.

Если цель и содержание прогулки требует организации игр, следует заранее позаботиться о площадке. Можно использовать спортивную площадку. Для проведения прогулок, также необходим инвентарь: санки, лыжи, мячи, скакалки и т.д.

За основу типологии прогулок нужно взять ту ведущую деятельность, с помощью которой в данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Прогулка – наблюдение.

Ее основное содержание чаще всего связано с целенаправленными наблюдениями школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира. Место ее проведения – школьный сад, ближайший сквер, парк, зеленая зона недалеко от школы. Уже по дороге воспитатель обращает внимание детей на то, какие деревья и кустарники встречаются по пути, какие птицы остаются зимовать. Эта прогулка может включать элементы игры. Например, можно провести конкурс: «Кто самый наблюдательный?». Воспитатель предлагает каждому ученику за пять минут заменить вокруг и запомнить, как можно больше видов деревьев, кустарников, цветов. Конкурс можно усложнить заданием: «Кто лучше расскажет о названных деревьях и кустарниках?».

Во время этой прогулки может быть организовано наблюдение не только за явлениями природы, но и за трудом людей.

Прогулка – практикум.

Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например следования определенным правилам культуры поведения, правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создает специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать в соответствии с правилами, организует контроль, анализирует и оценивает действия детей. Например, дети учатся переходить улицу с оживленным движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе.

Прогулка – задание.

Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни группы продленного дня. Младшие школьники получают задание. Выполнение задания – занимает иногда две-три прогулки. Деятельность школьников в ходе таких прогулок станет основой подготовки к школьному празднику. Примерные варианты путевок заданий могут быть следующие. «Узнать и побывать», «Улицы, переулки, площади вокруг нашей школы. Почему они так названы?». Достопримечательности в районе нашей школы (исторические, культурные, производственные). Сделать рисунки, фотографии. Задание для прогулки может быть дано и в зашифрованном письме или «секретном» пакете от вымышленного героя, персонажа известной сказки. Например план прогулки «Операция «Клад»». Она обеспечивает двигательную активность детей на воздухе, развивает наблюдательность, умение ориентироваться на местности, воспитывает чувство коллективизма, товарищества.

Готовясь к прогулке, воспитатель определяет маршрут игры-поиска, находит места для промежуточных заданий на этапах, готовит красочный конверт с письмом, пакеты с заданиями и сам «клад»- набор книжек из серии «Мои первые книжки», «Читаем сами».

Перед началом прогулки дети собираются в школьном дворе. Воспитатель объявляет, что получено письмо от Буратино. Дети читают его:

«Дорогие ребята! Я узнал, что в группе продленного дня вы дружно и весело живете,

Хорошо учитесь. Любите читать, рисовать, отгадывать загадки. Вот и я решил сделать вам подарок. Но найдете вы его сами. И так, объявляю операцию под названием «Клад Буратино». Встаньте спиной к школе. Перед собой вы увидите забор. В ближнем левом углу около забора вы найдете записку, из которой вы узнаете следующее задание. Желаю удачи! Пусть вам поможет дружба».

Ваш друг Буратино.

По маршруту поиска в «тайниках» разложены пакеты с заданиями. Некоторые из них могут быть зашифрованы ребусами или цифрами. Примерные варианты заданий.

«Сделайте 10 шагов вправо, повернитесь налево, пройдите 40 шагов. Здесь увидите металлический предмет на букву «Т», в нем -дальнейший путь движения». Справка от школы вниз ведут ступеньки. Спуститесь по ним. Увидите несколько деревьев. Найдите среди них тополь. Встав лицом к школе, отсчитайте от нее 25 шагов и ищите серый камень, похожий на черепаху. Под ним – пакет», «На спортивной площадке вас ждет пятиклассник Максим. Кто правильнее и быстрее отгадает его загадки, получит следующий пакет». Посмотрите, не отстал ли кто-то из ребят на маршруте «Теперь идите в восточную часть двора. Подумайте, как узнать, где находится восток», «вот вы у цели! Молодцы! Аккуратно достаньте из углубления, прикрытого листьями, подарок. Пусть он поможет вам жить весело и интересно. Буратино»

Прогулка – экскурсия.

Ее назначение - познакомить младших школьников с историей своего края (района, поселка), расширить представления о видах производительного труда взрослых. Такие задачи решают, например, прогулки-экскурсии к мемориальной доске или памятнику. Можно совершать прогулку на стройку.

Прогулка – творчество.

Основная задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой. Этому способствует высокохудожественный рассказ воспитателя о наблюдаемых явлениях природы, чтение стихов.

Во время такой прогулки дети могут делать зарисовки с натуры, составлять композиции из цветных камней, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры. Общение с природой может вылиться в коллективное сочинение сказки. По такой прогулке полезно провести в классе выставку осенних букетов. Конкурс на лучший рисунок или даже «Праздник творчества».

Прогулка – развлечение.

Забывать об этом виде прогулок, лишать младших школьников возможности повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить, было бы педагогически неверно. Во время такой прогулки нужно организовывать массовые подвижные игры, веселые состязания, хороводы. Ритмические музыкальные игры. Разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов во время дождя под навесом.

Проведение прогулок требует тщательной подготовки воспитателя. Очень важно, чтобы воспитатель не жалел времени и усилий для привлечения к сотрудничеству родителей.

Только педагогически осмысленная система прогулок может стать органической частью целостного учебно-воспитательного процесса в режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной учебной работой, творческими занятиями она определяет многообразные отношения младших школьников к окружающему миру, к людям, к самим себе.

свернуть

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руко­водством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само­образовательной работы, которым в обыденной жизни придает­ся огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их фактическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

  • расширение границ учебной работы;
  • углубление содержания учебных предметов;
  • получение доступных для самостоятельного усвоения зна­ний, умений и навыков;
  • закрепление и повторение изученного на уроках матери­ала;
  • упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
  • развитие интереса к учению;
  • приобретение школьниками навыков самостоятельной ра­боты;
  • формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта фор­ма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домаш­них условиях, а в школьных, содержит в себе самообразова­тельные начала и характеризуется самостоятельными учебны­ми действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

 

Образовательные функции:

  1. Информационная функция заключается в организации ка­чественного закрепления и повторения системы знаний, по­лученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
  2. Развивающая функция служит задачам развития позна­вательных интересов учащихся, их потенциальных воз­можностей и познавательной деятельности. В процессе са­моподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
  3. Конструктивная функция способствует появлению у школь­ников навыков планирования своей учебной работы, рас­пределения сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к пе­реработке полученных знаний, когда с их помощью у уча­щихся пробуждается потребность в творческом самовыра­жении.

 

Воспитательные функции:

  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функ­ции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
  2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процес­се систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самооб­разованию, положительное отношение к учению.
  3. Формирующая функция способствует настойчивому и пос­ледовательному формированию положительных черт харак­тера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, во­левые проявления в достижении цели, активность и мно­гие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
  4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения ра­бочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самопод­готовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домаш­них заданий1. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

 

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффек­тивное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опи­рается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе (организационный этап);
  • самостоятельное изучение материала;
  • самоконтроль и самооценка;
  • заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффектив­ности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили сво­ей актуальности основные гигиенические, дидактические и вос­питательные требования к организации такого вида деятельно­сти в ГПД.

 

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
  3. Чистота оконных стекол.
  4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
  5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
  6. Поддержание нормального температурного режима.
  7. Регулярное проветривание классных комнат.
  8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
  12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  14. Проведение «физкультминуток».
  15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
  16. Устранение шумовых раздражителей.
  17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

 

Дидактические требования к самоподготовке:

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопро­верка, проверка воспитателем).
  4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
  5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающи­ми учениками.
  6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обо­юдных контактов учителей и воспитателей.

 

К воспитательным требованиям относятся:

  1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимули­рующих любые проявления самостоятельности при выпол­нении домашнего задания.
  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоя­тельной работе.
  4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учени­ков от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  6.  Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

 

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь ука­занными требованиями во время самоподготовки, сможет под­держивать нужный для самостоятельной работы порядок.

В любых рекомендациях особое значение имеет опыт педагогов-практиков.

свернуть